После уверенного старта в плей-офф чемпионата России в матчах с «Факелом» Екатерина Гамова ответила на вопросы корреспондента газеты «Вечерняя Казань».
Екатерина Гамова — одна из самых ярких звезд мирового волейбола, да и вообще спорта. С ее приходом в казанское «Динамо» клуб неизменно становится сильнейшим в стране. А в нынешнем сезоне команда завоевала титул лучшей в европейском клубном волейболе. Но даже покорив эту вершину, Гамова не успокаивается. К радости болельщиков «Динамо», она продлила контракт с клубом еще на один сезон.
— Екатерина, во-первых, если честно, на какие вопросы вам уже смертельно надоело отвечать?
— Не надоело… Они просто однообразные. Это все вопросы, связанные с работой, когда после матча надо рассказывать об игре. Но я к этому как к работе и отношусь. С пониманием, что не ответить невозможно. Меняются время и место соревнований, и люди хотят знать, что происходит, а журналисты — донести до них информацию.
— У вас есть ощущение, что люди на самом деле понимают волейбол, ну хотя бы как футбол? У нас ведь все, как известно, разбираются в футболе.
— Я чувствую, что не понимают. Да и в футболе тоже мало кто понимает, кроме тех, кто в профессии, живет и занимается этим всерьез. Волейбол — то же самое. Как и журналистика. Я до конца никогда не смогу понять вашу профессию.
— Не обидно, что большая часть зрителей не разбирается во всех тонкостях волейбола?
— Тонкости невозможно понять людям, которые приходят посмотреть на то, как мяч перекидывают через сетку. Но я не думаю об этом. Зрителям важно, чтобы было зрелищно, и чтобы их команда побеждала. И они ценят волейбол, и каждый разбирается в нем по-своему. При этом уверена, что не каждый сможет до конца понять, что происходит на площадке.
— Казань не волейбольный город?
— Почему не волейбольный. Просто есть определенные минусы, которые не дают ему раскрыться в этом плане полностью. К примеру, расположение зала. Многие болельщики страдают от этого. Раньше мы играли в Баскет-холле в центре города, и это было удобно для всех. И многие, когда только узнали, что мы переезжаем в Солнечный город, расстраивались и говорили, что добираться будет проблематично.
— Пустые места в зале не раздражают?
— Я уже знаю, что когда разминаемся, может быть три с половиной зрителя, но к началу матча народ подтягивается. На хороших кассовых матчах бывает много болельщиков. Зал заполняется. Есть люди которые приходят на нас, и я не страдаю из-за недостатка внимания.
— Но ведь в Казани играет лучшая волейболистка планеты. Зал должен быть битком забит…
— Я не отношусь к этому так. Не отделяю себя от целого. Мне важно, чтобы ходили на команду. На самом деле многие не знают, кто защищает цвета клуба. Ко мне, был случай, в магазине подошли и спрашивают: «А что вы у нас в Казани делаете?». Вообще-то я у вас четвертый год играю, говорю. Маркетинг? Понятно, что это все стоит больших денег. В силу возможностей мы пытаемся привлечь внимание к себе. Через прессу, афиши… Но понятно, что у нас не такой бюджет, как у хоккеистов или футболистов…
— К вопросу о журналистике. Вы же вроде бы поступали на факультет…
— Ой! Это было давно, и к учебе я даже не приступала. Я до сих пор являюсь студенткой этого вуза. Документы лежат, ждут своего часа. В тот момент мне это было интересно, а сейчас уже не очень. К журналистам я отношусь… по-разному. Все, как в жизни. Все зависит от человеческих качеств, а не от профессиональных.
— Вы решили остаться в «Динамо» еще на сезон. Почему?
— Я не могу об этом сказать, но были веские причины.
— Три титула чемпионат страны, выигранная Лига чемпионов. Мотивация еще есть?
— Мотивация всегда есть. Она не пропадает ни после одной победы, ни после трех. Аппетит приходит во время еды. Для меня лучшей мотивации, чем победа в конкретном матче, не найти. Я вообще не думаю о титулах, только об игре.
— Чем отличается «Динамо» от других ваших команд?
— Я играла в разных клубах и поняла, что самое главное, без чего не сделать хорошую команду, — это атмосфера в коллективе. У нас коллектив очень хороший благодаря тренеру, который собрал в команде именно этих людей, и в силу своих лидерских качеств удерживает ее в таком состоянии…
— Вы работали с такими разными специалистами, как Карполь и Гилязутдинов… В чем, по-вашему, секрет его успешной работы?
— Главное качество Гилязутдинова — умение найти общий язык со всеми состоявшимися игроками. Он завоевал у них авторитет и ведет за собой. И мы ему верим. При этом он вовсе не мягкий. Он… нормальный (смеется). Мы никогда не обидим его, не оскорбим. У нас есть взаимное уважение.
— Вы завершили выступления в сборной России. А если Ришат Гилязутдинов ее возглавит, вернетесь?
— Если позовет, то это будет аргумент.
— О ком-то из игроков жалели, кто ушел?
— Не то чтобы жалела. Если говорить о команда, то от ухода кого-либо она не потеряла. Результаты говорят сами за себя. А я… Были люди, близкие мне по духу, друзья. Например, Марина Бабешина и Леся Евдокимова. После их ухода я ощутила грусть. Но понимаю, что все это неизбежно.
— Кроме Казани, у вас было предложение из Турции… Почему вы рассматривали именно его? А не Италию, к примеру.
— Италия… Давайте честно. Волейбол — это моя работа. Самые денежные клубы сейчас в России, Турции и Азербайджане. В Азербайджан я априори не хотела ехать. В Турцию, если бы я поехала, то только в тот клуб, в котором уже играла раньше — «Фернербахче». Но разница в деньгах была небольшая. А душевное спокойствие, возможность чаще бывать дома в Москве — важнее. Плюс тренер, команда, руководители — все это перевесило.
— С годами вы меняетесь как игрок?
— Я учусь до сих пор. Но стиль не меняется. Я все также не люблю тренировки по волейболу, и ничего тут не сделать. Люблю играть и заниматься в тренажерном зале. Физическая форма — это для меня все. Не будет ее — не смогу играть. Но бывает, усталость накапливается после перелетов, и тут держать уровень помогает опыт. Когда не нужно, к примеру, бить со всей дури, а несильными ударами зарабатывать очки, которые должна.
— Вы в команде ощущаете себя «звездой»? Ведь болельщики знают, что в сложные моменты выручит Гамова…
— Я не воспринимаю, что пришли «на меня». Просто делаю свою работу. Знаю, что в сложные моменты передачи будут в основном мне адресованы. В сложных концовках партий в 50 процентах случаев полетит тоже мне. Я к этому готова. Но на взаимоотношения в команде это не переносится. У нас хорошие отношения, каждый делает свою работу, каждый несет большую нагрузку, даже если забивает меньше. Принимают, поднимают в защите сложные мячи, которые я доигрываю. Если бы не они, второй части уже не было бы.
— Вы собираетесь сниматься в кино, я слышал?
— Фильм? Это первоапрельская шутка. Было самой смешно прочитать. Это не моя история.
— Вы вышли замуж за человека из кино (супруг Екатерины Гамовой — кинооператор Михаил Мукасей). И вот уже в Казань приезжает болеть за «Динамо» Михаил Ефремов. Люди из мира искусства другие?
— Они похожи на спортсменов. Работают так же, как и мы. Что называется, вкалывают. Ездят с гастролями, снимаются в фильмах в нечеловеческих условиях. Посмотрела на все это и поняла, что мы похожи. Они не какие-то изнеженные представители богемы. Пашут так…. вот он прилетел со съемок, а вечером спектакль. В плане кино я по-прежнему простой зритель… Мои вкусы никак не изменились. Миша, конечно, рекомендует мне какие-то хорошие фильмы, закачивает в айпад — новинки, старое кино…
— Казань за эти годы стала для вас городом для жизни?
— Казань — комфортный город для работы. Мне здесь нравится. Есть и знакомые. Но в основном из клуба. Извне — единицы. Больше варимся в своей каше.
— Жить с супругом в разных городах напрягает?
— Это не катастрофически сложно. И я часто бываю в Москве, и он приезжает на игры. Раз в две недели видимся.
— Вы строили дом. Достроили?
— Не достроили. Строительство в России — беда, столкнулись с этим и заморозили на время. Летом продолжим. Вообще-то мне это нравится. Ждала, хотела, чтобы он уже стоял, чтобы начать там все обустраивать.
— Читал, что вы были в восторге от путешествия с мужем в Грузию. Путешествия в жизни и в спорте — это разные вещи?
— Да. Какие-то страны открываю для себя заново. Это совсем другие ощущения. Когда волен делать, что угодно.
— Без летних игр за сборную, без напряженного рабочего графика, практически без отпусков, не скучаете?
— Нет, по такому ритму не скучаю. Единственное, что я днем все еще сплю. И супруг надо мной смеется, когда днем начинаю «плыть». Но это только в первое время после сезона, потом привыкаешь.
— Самая яркая ваша победа?
— Все победы важны. Все они тяжелые, у каждой своя цена. Для каждой нужно пройти через неимоверный труд. Физический и психологический.
— У вас нет титула олимпийской чемпионки. Это….
— Рана. Да, был яркий проигранный финал, но я так воспитана: для меня есть или первое место, или никакого.
— Если бы не волейбол, чем бы занимались?
— Если бы не волейбол? Не представляю. Был выбор только между видами спорта: гандболом, баскетболом и волейболом. Мне сам Бог велел по физическим данным заниматься спортом. У меня ведь еще и тятя — мой первый тренер. Я с детства все время была в зале. И все время говорю: «Спасибо, Господи, за то что у меня есть в жизни»
— В депутаты не собираетесь? Какой закон приняли бы в первую очередь?
— Депутатом? Нет! Но будь такая возможность, запретила бы везде курить. Выходите на улицу и курите, сколько влезет. Не понимаю разделения на курящую зону и некурящую. Причем, некурящая до последнего времени была где-то в углу самом страшном.
— Женский волейбол — это…
— Красота, сила и мощь!
— Мощь ближе к мужскому…
— Нет, ну сравните обычную девочку и волейболистку. Конечно же, это будет сила и мощь. Удары те же… Не в таком, конечно, количестве, как у мужчин. Так что на первом месте красота (смеется).
Сергей Козин
02-05-14